Zombi Demokrator (из электронного письма после статьи "Слово о Кресте" ("РГ-Неделя", N 217)
И Вам, добровольно избравший себе имя Zombi Demokrator, здравствуйте! Градус накала страстей в спорах вокруг религии последнее время пугающе высок. Над формулировками уже не заморачиваются, даже если речь заходит о реальной беде, трагической гибели безвинных. И все же, пока есть хоть малый шанс на диалог, давайте разговаривать.
Начнем с попов. Они, кроме каждения (профессиональный термин), то есть воскурения ладана с молитвой, когда видимый дым кадила знаменует невидимое присутствие Божьей благодати, занимаются многим чем другим, не менее важным. Равно как и остальная часть граждан страны. Не все у нас, по счастью, скандалят, похищают девочек, гоняют вдрызг пьяными на авто и вывешивают свои голые фото в Интернете. Слава богу, не все! Просто информационное пространство сегодня организовано таким образом, что именно катастрофы, разборки, склоки и разного рода отклонения от моральных, а также психических норм выходят в топы новостей. Чем сильнее отклонение, тем выше посещаемость сайта, рейтинг у передачи, больше тиражи и продажи. Сообщения о том, что прихожане храма помогают пострадавшим от наводнения, сайт "Милосердие.ru" спас еще одного больного ребенка, ученые подготовили к выходу в свет полное собрание сочинений Гоголя, строители возвели новый дом, врачи еще лечат, а учителя сеют разумное, доброе, вечное, потонут в крикливом шуме новостей и самопрезентаций. Информация про отца, выбросившего из окна родную дочь, непременно всплывет наверх. А сам несчастный вмиг станет героем новостийной ленты. Такая фокусировка общественного внимания на патологии не только искажает картину реального мира, приучает общество к мысли, что кругом дурдом, но и выстраивает ложные ориентиры у детей, еще не сформированных как личности.
Что делать? Можно, конечно, подождать, когда совестливость, честный труд, порядочность, уважение к ближнему станут сами по себе сенсацией, и потом насладиться описанием этого известия на первой полосе газеты. А можно осознать угрозу и подумать, что делать с новым идолом общества информационной всеядности - Рейтингом. Быть может, жертва, которую этот монстр ждет, не просто тела и души безвинных детей, но вся наша цивилизация?
Теперь, как обещала, перейдем к сексу и публичному обнажению. В 1992 г. певица Луиза Чикконе, больше известная под именем Мадонна, выпускает альбом Erotica, предваряя его книгой под названием Sex. В основе сих шедевров массовой культуры воспроизведение полового акта. Причем не только в форме традиционной для рода человеческого, но и в тех, что издревле считались извращенными.
Естественно, вспыхивает скандал. Заглавное видео альбома, где поп-дива под нехитрое курлыканье плотоядно облизывает все предметы живого и неживого мира, услужливо подсунутые режиссером в кадр, запрещают к показу. Сплоченная и хорошо подготовленная группа поддержки певицы тут же объявляет всех ревнителей нравственности как минимум ханжами, ничего не смыслящими в современном искусстве. Поднявшийся ажиотаж подстегивает продажи, и мнение критиков, пытающихся сказать, что музыкальный материал альбома крайне слаб (о текстах вести речь вообще бессмысленно), глохнет в поднятом кипеже.
Стоит ли говорить, что поборница всяческих, но в основном секс-, свобод зарабатывает миллионы, а коммерческий успех предприимчивой звезды вдохновляет на креатив все новых и новых адептов? Сегодня скандальный клип доступен любому пользователю Всемирной паутины, причем его откровенность меркнет в сравнении с более свежей продукцией бурно развивающейся секс-индустрии.
Но что же происходит, когда сокрушаются нравственные табу? Чем уж так опасны дорогие и красивые шоу, эксплуатирующие сексуальные фантазии, то потаенное, что, возможно, живет в каждом? Чего уж так шарахаться от обнаженных тел и откровенного показа естественных человеческих потребностей? И по какому, кстати, праву можно ущемлять интересы тех, чьи желания и тяготения кажутся нам противоестественными? Зачем жаловаться на засилье порнухи? С чего возмущаться тем, что матерщина сегодня в ходу ничуть не меньше, чем нормативный великий и могучий? То есть пора спросить: чем страшно явление, которое можно было бы назвать генитализацией культуры? Оставим в стороне особей с нездоровой психикой и прочих маньяков. Чем чревато это для нормального индивидуума?
Дело в том, что каждому из нас, созданному по образу и подобию Божьему, изначально свойственны такие качества души, как стыд и совесть. Совесть называют голосом Божьим в людях. А стыд - своего рода индикатор состояния души и одновременно страж, защищающий ее целостность, оберегающий наше целомудрие. Кнопка "alarm", загорающаяся красным цветом в случае опасности, грозящей главной ценности человека - его душе. По слову свт. Феофана Затворника "внутреннее наше всегда заключено, Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили".
Заключено, то есть закрыто, это "внутреннее человека" - его душа, не случайно. Упраздни чувство стыда, отключи кнопку, приучи человека не обращать внимания на ее сигнал, и внутреннее наше уже будет опасно открыто всем стихиям мира. Сам человек перестанет различать, где добро, а где зло. В обществе начнется одичание. Кстати, к снятию барьера стыдливости приводит не только массированная генитализация культуры, но и такие, казалось бы, безобидные игрушки современности, как социальные сети. О том, чем чревато, с духовной точки зрения, выкладывание в соцсетях самого сокровенного и интимного, мы еще поговорим. А пока вернемся к стыду, бесстыжести и культуре.
Не надо думать, что растление - изобретение нашего века. В статье "Наказание зла" ("РГ-Неделя", N164) мы говорили о том, как заканчивают растлители. Но дело уже не в них, дело во всех нас. И красная кнопка "alarm", предупреждающая об опасности, давно уже должна заработать на уровне всего общества. Причем даже известен порог, за которым нужно включать непрерывный сигнал тревоги. Это религия. Наше отношение к Творцу и Святыням. Сегодня этот бастион цивилизации атакуют не только впрямую, кощунственно спиливая кресты или убивая священнослужителей. Нет. Мешок всех бедствий и смуты (так это называют в исламском мире) пытаются развязать и с помощью культуры. Культуры, которой уже поменяли вектор: не к Богу, вверх, а вниз - к животному в человеке, к самому низменному.
Мы упустили момент, когда пали запреты, и многие перестали ориентироваться, где добро, а где зло. Сегодня мы становимся свидетелями того, как эти ориентиры пытаются поменять: зло объявляется несомненным благом - свободой, а дремучее хамство - инновацией. Можно, конечно, и копошение лобковых вшей провозглашать новым словом искусства, но тогда стоит задуматься, какая цивилизация нас ждет. В ней венцом творения станет не тот, кто открыл закон всемирного тяготения, и не тот, кто придумал, как его преодолеть. И даже не тот, кто умеет строить разводные мосты или высотные здания со скоростными лифтами. Нет, в этом мире нас ждет торжество дикости: хам, заливающий этот лифт своею уриной. Мир, перевернувшийся с ног на голову. Мир, отключивший стыд. Мир, упразднивший совесть. Мир, возносящий фимиам Распущенности, Золотому Тельцу, Успеху. Мир вверх тормашками. Куда падать будем?
Ждем ваших писем: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, редакция "Российской газеты", или pisma-maria@mail.ru
Беседы с Марией Городовой - на сайте